Привет, Экологичный друг!
Перед тобой вводная для проведения исследования «БЕРЕЖНЫЙ ЯНАО»
по поиску сервисов бережного потребления, которое мы запустили с нашими друзьями бюро «Теперь Так»
Цель:
Создание первой базы знаний по местам и сервисам в населенных пунктах ЯНАО, которые помогут жителям вести более бережный / экологичный образ жизни.

Направления исследования:
Места/сервисы, помогающие жителям решать бытовые задачи бережно:

(1) Совершать бережный выбор. Делать покупки более бережно, с минимальными отходами или углеродным следом.

(2) Продлевать жизнь вещей. Сервисы, способствующие длительному и эффективному использованию вещей.

(3) Перерабатывать или утилизировать ответственно. Отдавать на переработку вторсырье и передавать опасные отходы на безопасную утилизацию.

Подробнее про направления исследования и места/сервисы/сообщества, которые мы ищем:
Бережные покупки
Задача:
Делать выбор вещей и сервисов более бережно, сокращая отходы и транспортный след (выхлопы транспорта при доставке товаров), связанные с потреблением.

Описание:
Проекты, которые помогают получить вещи / продукты / услуги при этом минимизировав отходы, которые образуются в процессе продажи или потребления. А также товары или услуги, которые были созданы в регионе и их доставка до точек продаж и до потребителей сопровождается минимальными выбросами CO2 при транспортировке.

Возможные примеры:
  • товары, которые могут быть куплены в многоразовую тару (вода на розлив, кофе в собственный стаканчик, гастрономия в свои контейнеры, овощи и фрукты в свои сумки и мешочки без пакетов и так далее);
  • Доставка товаров / продуктов без дополнительной упаковки, помимо заводской. Или с минимальной упаковкой. Или в многоразовой упаковке;
  • Сообщества / сервисы совместных закупок в больших упаковках для минимизации объема упаковки на единицу товара.
  • Общепит (или доставка готовой еды) с возможностью минимизировать или вовсе избежать одноразовых предметов (трубочек, приборов, стаканов, бумажных салфеток, индивидуальной упаковки и так далее). Сервисы в общепите стимулирующие сокращение отходов (например, скидка за покупку в свою кружку/тару).
  • Места, где одноразовые решения заменены на многоразовые или произошел отказ от одноразового (многоразовые бахилы или отказ от бахил, отказ от бумажных билетов, многоразовые трубочки и так далее).
  • Места, где есть практики стимулирования экономии воды и / или электроэнергии (например, с помощью информационных табличек или технологий).
  • Места продаж и сервисы доставки продуктов и товаров, произведённых в радиусе 100-200 км .
    Долгая и полная жизнь вещей
    Задача:
    Продлевать использование вещей и увеличивать пользу, которую они успеют принести в пределах жизненного цикла

    Описание:
    Сервисы, которые помогают вещам (не больше холодильника) как можно дольше не попасть в мусорный контейнер, но принести максимум пользы за время своей жизни.

    Примеры:
    • Магазины, сервисы и локальные сообщества покупки/продажи/обмена/дарения бывших в употреблении вещей (секонд-хенды, доски объявлений, районные / домовые сообщества и чаты, магазины подержанных товаров).
    • Сервисы, помогающие ухаживать за вещами и продлевать им жизнь (ремонты и точки техобслуживания велосипедов, бытовой техники, мебели, одежды, ателье, мастерские и т.д.).
    • Сервисы, способствующие совместному использованию вещей (шеринг-сервисы, сервисы аренды вещей, в том числе бесплатной, сервисы/сообщества совместного использования вещей)
      Переработка и ответственная утилизация
      Задача:
      Отдавать на переработку вторсырье или безопасно утилизировать опасные отходы.

      Описание:
      Когда вещи стали негодными для дальнейшего использования, материалам, из которых они сделаны, можно дать вторую жизнь, отправив их на переработку. А некоторые отходы могут нанести вред окружающей среде, поэтому необходимо их утилизировать специальным образом, сократив эту опасность).

      Примеры:
      Сервисы/точки, принимающие отходы для дальнейшей передачи на переработку и / или перерабатывающие его (пластик, картон и бумага, металл, автомобильные шины, зубные щетки, редкие виды пластика и так далее)
      • сервисы, занимающиеся сбором опасных отходов и передачей их на безопасную утилизацию или переработку (ГСМ, лекарства, батарейки, медицинские отходы и так далее).
      Какие конкретные шаги?
      Важно: если по ходу выполнения задания у вас будут возникать вопросы/уточнения/соображения, обязательно задавайте их своим кураторам или в общем Чате.

      Шаг 1. Ознакомиться с направлениями исследования и выбрать одно из 3-х предложенных.

      Шаг 2. Внимательно прочитать описание направления, прояснить всё непонятное в нём, задать вопросы кураторам.

      Шаг 3. Оценив свой собственный быт и потребление, выбрать себе задачу в рамках направления (реальную или возможную).

      Например:
      • Направление 1: что-то купить бережно / или получить какую-то услугу.
      • Направление 2: продлить жизнь вещи (или найдя себе подержанную, или взяв в аренду, или продлив жизнь своей — через ремонт или обслуживание (если необходимо) или продажу/передачу тому, кто будет ей пользоваться (если вещь больше не нужна).
      • Направление 3: отдать на переработку вторсырье / или опасные отходы на безопасную утилизацию.

      Шаг 4. Подтвердить выбранную задачу с куратором, получить рекомендации.

      Шаг 5. Провести исследование и найти места/сервисы, которые помогут решить вашу задачу:

      • вспомните, сталкивались ли вы уже с местами/сервисами, которые помогают решить вашу задачу бережно, призывают/стимулируют или, по крайней мере, не мешают;
      • воспользуйтесь поиском в интернете и на картах (яндекс, гугл, 2gis);
      • найдите релевантные задаче местные сообщества в социальных сетях и чатах (тематические или экологической направленности, просто городские) и задайте вопросы их участникам;
      • опросите друзей и знакомых;
      • подумайте, какие другие способы помогут решить задачу максимально эффективно.

      Шаг 6. Выбрать из найденных самые многообещающие места / сервисы, которые помогут вам решить задачу (не более 3-4).

      Шаг 5. Для каждого места/сервиса:
      • изучите сайт/социальные сети, другую информацию в интернете, которая поможет понять, как именно может быть решена ваша задача;
      • изучите отзывы о местах/сервисах, которые вы нашли, составьте представление о плюсах и минусах места для решения вашей задачи;
      • свяжитесь с местом/сервисом/сообществом (если возможно) и задайте им уточняющие вопросы о том, как именно будет решена ваша задача, поделитесь сомнениями, сформированными в ходе исследования, услышьте их ответные аргументы;
      • убедитесть, что именно сделает место / сервис со своей стороны (например, это особенно актуально в случае утилизации: куда будет отправлено вторсырье/отходы, кем будет переработано или как именно и где будет утилизировано);
      • протестируйте место/сервис попробовав решить реальную задачу, посетив место или воспользовавшись сервисом / сообществом (саму покупку или получение услуги получать не обязательно, но можно максимально реалистично продвинуться по этому пути и представить себе полный процесс).
      • запишите результаты исследования в специальной форме по ссылке.
      Шаг 6. Если в рамках решаемой задачи, найдены все возможные места, вернитесь на шаг 2, чтобы выбрать новую задачу и найти способы ее решения по алгоритму.
      Шаг 7. Повторять пока задание полностью не будет выполнено.